Высший Космос

 

Портал H-COSMOS.RU: Экология, Космос, Знание

 

Космическая техника и наука России

 
 
Главная страница
Экология
Концепция
Философия
Библиотека
Каталог сайтов
Изображения и снимки галактик, туманностей, звездных скоплений. Страницы, посвященные фундаментальным вопросам космологии
Адрес, дискуссии, FAQ (ADF)
Форум
Космос и люди
История и новости
Интернет-союз H-COSMOS
Союз сайтов H-COSMOS
Ссылки
Эпилог
Карта портала
Глобальная информационная система Источник
Галерея Звезд - собрание высказываний, принадлежащих выдающимся людям

 

 

СОЮЗ САЙТОВ H-COSMOS

 

Союз является структурным подазделением Интернет-Союза H-COSMOS. Его цель - информационная поддержка сайтов об экологии, Высшем Космосе, Космологии, астрономии, науках, религиях, Природе

 

 

9 основных фундаментальных экологических концепций АБЗ

Концепция 1.  Идея защиты Солнечной системы

Концепция 2.  Концепция двойственной природы причин экологических кризисов

Концепция 3.  Концепция Духовного Возрождения (Spiritual Revival)

Концепция 4.  Идея о роли действия в процессе Духовного Возрождения

Концепция 5.  Концепция комплексности стоящей перед человечеством задачи сохранения и защиты окружающей среды

Концепция 6.  Концепция интенсивного роста средств космической техники (КТ)

Концепция 7.  Идеи о роли перспективного развития средств космической техники (КТ) и космических программ

Концепция 8.  Концепция триединства рыночной экономики, взаимодействия с окружающей средой (эко-системой) и процесса Духовного Возрождения

Концепция 9.  Идея об альтернативности в развитии экологии и науки

 

 

 

Концепция 1. Идея защиты Солнечной системы

 

Комплекс мер по защите и сохранению окружающей среды на Земле должен быть дополнен созданием системы защиты Солнца и планет Солнечной системы от попадания массивных небесных тел и иных глобальных катастроф.  

К оглавлению "9 концепций"

 

Концепция 2.  Концепция двойственной природы причин экологических кризисов

 

Первая сторона – это сознание, мировоззрение, ложные представления и заблуждения человека и общества, вторая сторона – глобальные жизненные процессы и экономика.

К оглавлению "9 концепций"

 

Концепция 3.  Концепция Духовного Возрождения (Spiritual Revival)

 

Духовное Возрождение –  это начавшийся в мире процесс утверждения духовного мировоззрения, перехода от общества потребления к обществу гармоничного, взаимообогащающего и безопасного развития человека и окружающей среды. Под духовным мировоззрением понимается система основополагающих взглядов, утверждающих в качестве цели необходимость бережного и внимательного отношения к Природе, защиты, восстановления и сохранения её богатств.

К оглавлению "9 концепций"

 

Концепция 4.  Идея о роли действия в процессе Духовного Возрождения

 

В человеческой сущности заложены неисчерпаемые способности к росту, обучению и самосовершенствованию в сложных условиях, в периоды обострений (смертельные опасности, войны, катаклизмы либо условия, возникающие в процессе выполнения сложнейших задач).

К оглавлению "9 концепций"

 

Концепция 5.  Концепция комплексности стоящей перед человечеством задачи сохранения и защиты окружающей среды

 

В известной нам истории цивилизации не приходилось сталкиваться с задачей столь сложной, как по необходимости вовлечения глобальных крупномасштабных финансовых потоков (что связывает и объединяет на современном этапе сферы экологии и финансов), так и технологически, включая технологии производства, управления производством и контроля.

В настоящее время человечество не располагает технологиями, позволяющими адекватно решать указанную задачу (отсутствуют как концептуальные технологии, так и необходимые знания не только на глобальном и фундаментальном, но и конкретном уровне. Сегодня мы не понимаем, какими способами и мерами следует оказывать восстановительно-поддерживающее воздействие на окружающую среду хотя бы с целью ликвидации последствий пагубного воздействия техногенных процессов XX века. Отсутствуют как технологии осуществления таких возможных мер, так и приближённые представления о последствиях, к которым они в будущем могли бы привести).

Отсюда потребность в интенсивном совершенствовании и развитии технологий более высокого уровня. В качестве источника таких технологий могут рассматриваться уже имеющиеся продвинутые технологии, включая в первую очередь космические отрасли.

К оглавлению "9 концепций"

 

Концепция 6.  Концепция интенсивного роста средств космической техники (КТ)

 

и иных технологий, способных обеспечить подъём на необходимый и достаточный для решения экологических проблем технологический уровень.

К оглавлению "9 концепций"

 

Концепция 7.  Идеи о роли перспективного развития средств космической техники (КТ) и космических программ

 

1) технико-технологический подъём;

2) организационно-технологический рост (технологии административно-социального уровня);

3) развитие КТ могло бы сыграть роль эффективного действия, обеспечивающего трансформацию концепции общества потребления в концепцию гармоничного, взаимообогащающего и безопасного развития человека и Природы;

4) защита Земли и Солнечной системы в целом;

5) отрасли КТ, наукоёмкие по сути, являются наиболее контролируемыми, безопасными с точки зрения воздействия на окружающую среду и в меньшей степени подвержены влиянию негативных экономических факторов.

К оглавлению "9 концепций"

 

Концепция 8. Экология, Экономика и Духовное Возрождение

 

Современные условия и эволюционные процессы не имеют аналогов в известной нам истории. Они характеризуются, с одной стороны, интенсивным ростом промышленности, науки и техники (РПНТ). С другой – усилением экологического кризиса (ЭК).

Причём ЭК не является неизбежным следствием РПНТ. И прежде всего, первопричины ЭК, по нашему мнению, следует искать в системе взглядов и мировоззрении, в системе ценностей, целей и знаний, в понимании жизни и места в ней.

Во-вторых, как РПНТ, так и ЭК, несомненно, имеют глубокую связь с экономикой. Более того, в современном обществе роль экономических факторов, и в первую очередь денег, играющих интенсивно эволюционирующую роль эффективного и высокоразвитого средства управления, возрастает.

Вместе с тем, известны случаи, когда влияние денег по тем или иным причинам, в основном связанным с намерениями к перераспределению собственности, искусственно ограничивается. Приведём примеры.

1. Те или иные факты экспроприации собственности (революции, перевороты, откровенно незаконные, но эффективные силовые акции, национализация, расследования по «грязным» деньгам, замораживания и конфискация счетов, сверхвысокие доходы на собственность и передачу наследства).

2. Феномен социализма (ограничение личного объёма, роли, функций, прожекты отказаться от денег вообще...) и усиление государственного регулирования и вмешательства в экономику со стороны как государств, так и компаний-монополий.

3. Некоторые так называемые кризисные явления и сходственные с ними (инфляция, дефолты, девальвации, скачки курсов валют, цен, явления в странах с экономикой повышенного риска, деструктивное влияние форсмажорных обстоятельств и т.д.).

Поскольку всё это приводит к временному и своеобразному ослаблению денег, мы будем далее называть такого рода явления ослабляющими факторами.

Подобные явления по их сути, развитию и последствиям могут оцениваться отдельными исследователями скорее как негативные или бессмысленно усложняющие процессы, или же по крайней мере как своего рода неизбежная плата за преимущества как иногда говорят рыночной экономики.

Но при внимательном рассмотрении становится ясно, что ослабляющие факторы  становятся серьёзнейшим инстументом преодоления стагнации, вынуждая как человеческие индивидумы, так и общество в целом эволюционировать, поднимаясь на новые ступени развития, и при этом роль денег в конечном счёте возрастает. Вспомним феодалов, дворянство. В эпоху, когда отношения собственности были значительно проще, верхние классы вырождались, а общество находилось в большей степени в состоянии стагнации. В России это закончилось несколькими революциями. На смену пришёл очевидно более прогрессивный строй. Казалось бы, какой мощный ослабляющий фактор! Но в действительности значение денег не уменьшилось, их роль в конечном итоге усилилась. Проходит сравнительно немного времени – теперь уже и этот новый прогрессивный строй не удовлетворяет требованиям времени. Steel worker не в состоянии адекватно управлять государством, что приводит к относительной стагнации – и финансовые законы мстят неумолимо, немедленно порождая новую серию переворотов.

 

Так что же представляет собой экономика современной цивилизации?

Попытки ответить на этот сложнейший вопрос выявляют среди прочего несколько фундаментальных феноменов:

1) Усиление ослабляющих факторов (что приводит к усилению прогресса, к перманентному восхождению на всё более высокую ступень. Казалось бы, странно, но роль самих денег в результате усиливается);

2) Концентрация, монополизация, централизация капитала (видимо, неизбежная тенденция восполнения беспорядка, вакуума после ухода со сцены феодалов введением элементов какого-то нового порядка. Но это, наряду с другими негативными последствиями, ослабляет скорость прогресса, хотя и усиливает порядок, что стабилизационно сглаживается принятием антимонопольных законов);

3)  Глобализация. Последнее, по нашему мнению, связано скорее с невозможностью решить экологические проблемы в рамках глобальной конфронтации.

 

Вопросы защиты окружающей среды.

Глобализация – процесс настолько непростой, что едва ли мог бы иметь место просто по субъективной воле людей. Объединение разобщённых княжеств далеко не всегда возможно было даже перед лицом сильнейшей внешней угрозы! А ведь в данном случае объединение – прямая угроза многим ведущим игрокам современной сцены. Едва ли выиграют здесь и местные «феодалы», местные чиновники и деловые национальные элиты. Не видно преимуществ, которые принесло бы такое объединение, связанное с болезненной ломкой старых традиций, народам. Неожиданность, которая здесь возникает, состоит в том, что одним из немногих положительных итогов этого процесса могло бы стать сохранение планетарной эко-системы, которая таким образом оказалась бы в роли по существу единственного серьёзного выигрывающего игрока, правда, при условиях, о которых будет сказано ниже в Дополнении.

Таким образом, мы приходим к крушению мифа об экономике как единственном определяющем начале. Поскольку в процессе эволюции население планеты вступает в многоплановое взаимодействие с окружающей средой, так что глобальная человеческая психология (вспомним идеи Джорджа Сороса о рефлексивности, – с одной стороны, и процитируем его же высказывание из книги «Открытое общество»: «Не идеи и не материальные условия, диалектически развивающиеся сами по себе, а взаимодействие между ними – вот основа диалектического процесса», – с другой) начинает отражать специфику исторического этапа развития в том числе и в таких аспектах, которые связаны с взаимодействием человека и Природы. Через глобальную психологию индуцируются механизмы, обусловленные потребностью в защите естественных ресурсов планеты, так что при этом указанная потребность эффективно как бы становится самостоятельным игроком на социально-исторической арене, приобретая статус определяющей силы.  Но силы не антагонистичной тем, что имеют экономическую природу, а напротив, приобретающей фундаментальную и гармоничную глубокую внутреннюю взаимосвязь с экономикой, понимаемой, безусловно, в расширенном представлении взаимодействия.

Именно по вышеуказанным причинам крупнейшие как частные, так и государственные компании вынуждены считаться с необходимостью сохранения природных ресурсов и защиты среды обитания планеты. В последние десятилетия ряд крупнейших нефтяных, сырьевых, автомобильных, авиационных и иных компаний и транснациональных корпораций расходуют значительные средства на экологические разработки и их внедрение в свои производственные процессы и продукцию.

Вместе с тем, широко известны случаи, когда компании в погоне за прибылью, или, как это было в СССР, основываясь на ложных и экологически несовместимых знаниях и мировоззрении, полностью игнорируют экологические требования и интересы окружающей среды. Это означает существование различных подходов в понимании принципов современной экономики. Эти подходы различной степени адекватности диаметрально противоположны, причём от выбора того или иного подхода зависит и выбор пути развития, который характеризует отношение к Природе. Выбор, который на наш взгляд сегодня является ключевым.

Причины хищнического, потребительского отношения к Природе коренятся в сфере сознания людей, в ложном миропонимании, в искажённых и неверных представлениях. По аналогии с классической истиной Будды, согласно которой источником страданий являются неведение и заблуждения. В этом свете краеугольным камнем должен стать процесс выработки и установления основ отвечающего экологическим принципам мировоззрения, включающего соответствующую систему представлений и знаний об окружающем мире, в том числе и более адекватное понимание экономики.

Духовное Возрождение (Spiritual Revival)

На наш взгляд, идея Spiritual Revival, а теперь это уже собственно не просто идея, а скорее реальный процесс, сегодня диктуется как экономически, так и экологически.

В мире экономики действует множество противоборствующих сил. И в силу ограниченности и искажённости наших знаний и представлений, мы не можем досконально знать ни как происходит процесс, ни какие силы что определяют и в чём участвуют. Но можем напомнить замечательные слова Дж.Сороса о том, что критерием истинности того или иного подхода не может быть ни его научность, ни его правдоподобность, если мы хотим чтобы этот подход давал нам практические результаты.  Критерием истинности может быть только одно – даёт нам этот подход практические результаты – или нет. Тогда как концепция триединства экологических факторов и процессов, экономики и Духовного Возрождения находит всё больше недвусмысленных практических подтверждений в событиях мирового порядка.

Spiritual Revival – это набирающий силу процесс положительной эволюции, совершенствования и роста уже не просто отношений между людьми, усовершенствования технологий и т.д.; и не только самой отдельной человеческой личности, – но  также и целых государств. Личности, государств и цивилизации в целом, поставленных и экономически, и экологически в сложнейшие условия и потому вынужденных вести борьбу за выживание, приспосабливаясь, обучаясь, то есть добывая адекватные знания и представления об окружающем мире. Но, во-первых,  –  эти принципиально новые знания приобретаются не столько из сферы уже известных знаний и традиционного опыта, – но больше на самостоятельной основе, в ходе борьбы за выживание. И, во-вторых – эти приобретённые знания (включая миропонимание, мировоззрение) – по своей сути духовны, и дают более адекватное понимание окружающего и экономики в том числе.

Духовны – не в том смысле, что делается некий выбор в запутанном, противоречивом и на наш взгляд скорее надуманном, но традиционном разделении «духовное – материальное». Духовны – в том, что они всегда в конечном счёте определяют разумно и осознанно сделать выбор в пользу внимательного и бережного отношения к Природе, в пользу защиты, восстановления и сохранения всего многообразия природных богатств.

Данный выбор будет не столько проявлением слабого и некомпетентного альтруизма, сколько будет продиктован адекватным знанием, а также пониманием интересов, экономических в том числе. На следующей стадии само время покажет правильность тех или иных подходов и концепций. С неумолимостью выбивая из седла steel-worker-президентов и несостоявшихся коммерсантов, в силу ограниченности своего мышления и застывших представлений об экономике втиснутых в прокрустово ложе невежества и заблуждений.

Современный экономический уклад, эволюционирующий на планете, скорее всего, имеет тенденцию оставлять победителями в жестокой конкурентной борьбе только тех, кто способен постичь реально действующие законы, кто способен чувствовать веления времени и верно оценить фундаментальность и первостепенность задачи сохранения и защиты окружающей среды, обеспечения гармоничного, взаимообогащающего и безопасного развития человека и Природы.

К оглавлению "9 концепций"

 

 

Концепция 9.  Идея об альтернативности в развитии экологии и науки

 

Экологию и науку следует развивать не только при государственных структурах, но и в рамках частных компаний различных уровней, что соответствует мировому опыту. При этом, с одной стороны, необходимо централизованное выделение средств, с целью проведения работ на профессиональной основе; и с другой стороны – исследования должны проводиться также на добровольной и бескорыстной основе с финансированием частными фирмами и лицами. Рассматривается также идея об объединении этих альтернативных экологических структур путём налаживания сетевой связи между ними и создания специальных центров, нацеленных на их координацию и взаимодействие, а также на продвижение конкретных разработок и рекомендаций на государственном уровне и в аппараты управления отдельных производств.

К оглавлению "9 концепций"

 

 

 

 

Дополнение.

 

Далеко идущие последствия начавшегося в мире процесса глобализации могли бы оказаться эффективными в решении проблем окружающей среды лишь при условии, что возникший новый мировой порядок будет в состоянии осуществить подъём на новый мировоззренческо-технологический уровень, достаточный для решения сложнейшей задачи восстановления и защиты окружающей среды. Однако, здесь также необходимо особо выделить второе необходимое условие: устанавливающийся новый мировой порядок должен будет найти эффективную замену традиционным действенным и классическим феноменам подобным войнам, международной конкуренции и взаимодействию. В противном случае, если объединение пойдёт по прямому и примитивно-наивному пути ограничения и сглаживания всего того, что кажется на первый взгляд препятствиями, это может оказаться гибельным для Природы и цивилизации.

В этом как раз просматривается фундаментальнейший парадокс времени, значение которого для текущего мирового процесса колоссально. Этот парадокс в следующем. Для восстановления и защиты Природы необходимы как высочайший уровень технологий, так и так и система знаний более высокого уровня, соответствующая более высокой ступени развития. Чтобы подняться на эту более высокую ступень, требуются определённые усилия. Международная конкуренция, войны, соперничество между крупнейшими государствами и группировками за территорию, сырьевые и финансовые ресурсы являются сильнейшим стимулом для подъёма на эту более высокую ступень. Но в современных условиях экологический кризис углубился до такой степени, что человечество уже не может позволить себе такие глобальные войны, конкуренцию и соперничество. Отсюда и потребность в глобализации. Но противоречие в том, что в условиях отсутствия войн и конкуренции – сильнейшего катализатора прогресса – исчезает также и возможность подъёма на требуемую более высокую ступень развития. Вот поэтому и необходимо заполнить образующийся вакуум, создав эффективную замену традиционным катализаторам. Человечество, пока оно не способно  сгенерировать замену, к глобализации не готово, и в этом случае конкуренция и силовое соперничество будут иметь место в жесточайших и  опасных для жизни планеты формах, а сам процесс глобализации будет естественным образом заторможен.

 

К 8-й концепции

К оглавлению "9 концепций"

 

Рейтинг ASTROLAB Jewish TOP 20 ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU AllBest.Ru
 

liveinternet.ru

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Copyright © Группа "БЕЛКА", h-cosmos.ru, Академия (Экологической) Безопасности Земли (АБЗ) 2004-2007. Портал некоммерческий. При копировании, использоавнии и перепечатке информации ссылки на данный портал и имена авторов обязательны. Использование логотипов и элементов дизайна h-cosmos.ru, а также  коммерческое распространение материалов портала запрещено. Авторские права на статьи сохраняются за их авторами. По всем вопросам обращайтесь по электронному адресу АБЗ.